«Люди вместе – мусор раздельно»

Прошло 4 года с того момента, как в Удмуртии появился региональный оператор по обращению с ТКО. Его появление – не только дополнительная строка расходов, но и совершенно иной подход к работе с отходами. В школах и садах проходят экоуроки, во дворах появляются баки для раздельного сбора, а ижевчане могут сдать в «Экодома» больше 20 видов вторсырья. 

Когда и где появится следующий «Экодом», чем он будет уникален? Зарабатывают ли на разделении отходов горожане? Изменилось ли их экосознание? Об этом в интервью IZHLIFE рассказал руководитель компании «Спецавтохозяйство» Иван Маринин. 

Иван Маринин

– Позади 4 года работы. Работа по вывозу налажена, выбран курс на сортировку и переработку. А вопрос «Почему не вывозят мусор из контейнеров?» еще задают?  

– Этот вопрос стал сезонным: задают его осенью и весной, когда идет повышенное образование отходов. В основном жители спрашивают, что дальше происходит с отходами; как мы их разделяем; сколько фракций; куда мы передаем сырье на утилизацию; можно ли сдать ушные палочки, глазные линзы. Видно, насколько потребитель изменил свои вопросы. Первый «Экодом» в Ижевске мы открыли в марте 2021 года. Теперь таких уже три. За год их посетили 60 тыс. человек. Люди не просто приходят посмотреть, а сдают вторсырье, приводят детей, чтобы им показать, что это правильно. Максимальный чек в «Экодоме»  –  4,5 тыс. руб. На первом месте по объему – макулатура, на втором – стекло, на третьем – ПЭТ-бутылка. Тысячи людей приносят отходы в наши «Экодома», вносят свой вклад в экологию региона, видят в этом экономический смысл. Средний чек в пунктах выкупа – 82,5 руб. Наша задача дойти до 98–100 рублей, чтобы каждый разделяющий мог компенсировать ежемесячный платеж за услугу «Обращение с ТКО».  

– В марте 2022-го вы открыли третий «Экодом» на Камбарской, на месте, где раньше стояли финские пресс-компакторы для макулатуры и ПЭТа. Почему их убрали? 

– Опыт установки пресс-компакторов мы переняли из Финляндии, закупили у них оборудование, хотели тоже заниматься сбором вторичного сырья, но проект не пошел. Мы рассчитывали на бесплатный прием вторсырья, но жители вторичку не несли. За первый год мы вывезли только один пресс-компактор, и поняли, что такой формат общения с потребителем не работает. Нужна финансовая мотивация. Ее мы смогли дать, открыв «Экодома».   

– Все-таки главный вопрос, который остается у жителей Удмуртии: что происходит со вторсырьем, которое они сдают?  

– В каждом «Экодоме» есть небольшая экспозиция, на которой представлены наши местные переработчики и путь превращения отходов в новые вещи. К примеру, бутылка из-под воды – это ПЭТ, она передается на производства, которые находятся на территории Удмуртии. Это компании  «Флекс», «Локофлекс»; есть ряд других заводов, которые предлагают услуги по переработке пластика. Бутылки измельчают в гранулы, затем производят стреп-ленту или листы, из которых можно делать, например, забор. В Удмуртии два стекольных завода: в Можге и Игринском районе. На можгинском предприятии «Свет» из стеклобоя, собранного в «Экодомах», выпускают новые бутылки. Также у нас есть два предприятия по переработке макулатуры. Они делают туалетную бумагу, бумажные салфетки, полотенца, кассеты для яиц. Из 20 фракций, которые собираем в пунктах выкупа, лишь 4 сейчас отправляем за пределы республики: белый ПЭТ и текстиль – в Пермь, алюминий – в Киров, тетрапак – в Нижегородскую область. 

– Знаем, что к вам приезжают из других регионов, чтобы перенять опыт открытия «Экодомов». В чем они видят уникальность Удмуртии?  

– Отрасль новая, любой опыт бесценен, мы тоже ездим и смотрим на интересные проекты других регионов. Недавно были в подмосковном «Мегабаке». Когда приезжают коллеги к нам, относимся к этому очень хорошо, ведь экологией нужно заниматься не отдельным регионом, а всем миром. Например, покрышки с «Экопоста» мы повезем в Чайковский, тетрапак – в Подмосковье, текстиль планируем в Иваново. Такая кооперация позволяет развивать идею «Экодомов». На нас выходят переработчики и сами. Благодаря им расширяем список принимаемого. Сейчас задача – развить прием электронной и бытовой техники.  

– То есть мы можем принести электронику: наушники, утюги, мобильные? 

– Да. Все, что включается в розетку, можно сдать в «Экодома», и мы не будем это захоранивать на свалке, а отдадим переработчикам. Кроме приема вторсырья, в пункте у «Талисмана» открыли эколавку, где можно купить изделия из вторсырья: многоразовые бутылочки, авоськи, которые пользуются большой популярностью, многоразовые мешочки, авторучки и многое другое. Это вещи, которые также меняют сознание людей, учат бережному отношению к природным ресурсам.  

– В мае планируется открытие «Экопоста» в Ленинском районе Ижевска. В чем его уникальность?  

– Первый «Экопост» открыли в Вавоже два года назад. Район был полностью оснащен площадками, мы поставили контейнеры для раздельного сбора, но чего-то не хватало – чего-то, что показало бы конкретный эффект от сбора вторсырья. Так и родилась идея поста. Кроме приема привычных фракций – алюминия, пластика, макулатуры – туда можно привезти автошины, старую мебель, ветки. Например, вы спилили на своем садовом участке яблоню, принесли на «Экопост», мы измельчили, а мульчу можно бесплатно забрать для отсыпки грядок. 

Если скапливается большое количество щепы, администрация посыпает ей дорожки для скандинавской ходьбы. Кроме того, в Вавожском районе очень развито сельское хозяйство, много идет сенажной пленки. Она идет на производство тротуарной плитки.

По этому же типу мы построили «Экопост» в Ленинском районе Ижевска. Там большой частный сектор, на каждом приусадебном участке возникает вопрос: что делать с ветками? Щепу будем также раздавать бесплатно. Кроме того, будем работать с покрышками. В межсезонье проблема стоит особенно остро. Мы готовы принимать покрышки любого диаметра и отправлять их на переработку. Деньги за сдачу покрышки, а это 100 рублей за штуку, пойдут на оплату их доставки до завода. На территорию «Экопоста» можно будет заезжать на машинах с прицепами, газелях для удобства разгрузки.  

– Не так давно в Казани появились фандоматы – специальные автоматы, которые принимают вторсырье и выдают деньги или чеки. Появится ли нечто подобное в Удмуртии? 

– Запрос есть. В планах протестировать их установку в торговых центрах, школах и крупных многоквартирных домах. Деньги за сдачу ПЭТа или стекла могут перечисляться на телефон, или в счет оплаты услуги «Обращение с ТКО», или просто на банковскую карту. Мы протестируем пару вариантов, надо нащупать формат, который будет удобен для потребителя. 

Следующее направление, которые мы бы хотели анонсировать, – экотакси. Нам сейчас звонят жители и юрлица, говорят, что у них скопилось много макулатуры, просят приехать, забрать. С лета начнем тестировать эту систему.  

– В сельских районах сложнее с внедрением раздельного сбора? 

– На первом этапе стоит задача развития системы раздельного сбора в городах республики. В Ижевске установлено 900 баков, в Глазове – 200, в Воткинске и Можге – по 50. Сейчас на очереди Сарапул.  После этого перейдем на села. Зависит еще от темпов строительства площадок муниципалитетами. Планируем в города и районы прийти и с «Экодомами». Их строительство идет вне тарифа, это исключительно инициатива нашей компании.  

– А вы сами разделяете? 

 – Самое простое – это и самое сложное, это сознание потребителя. Понимаете, даже самого себя я очень долго не мог заставить перейти на раздельный сбор. На сегодняшний день сортирую три вида сырья: стекло, ПЭТ и макулатуру.  

13.jpg

– Может, дадите какие-то лайфхаки человеку, который хочет разделять, но не знает, с чего начать? 

– Лучше всего начинать с одного-двух видов вторсырья, а потом усложнять задачу – тогда все будет постепенно, без надрыва. А еще двигателем в этом деле часто бывают дети. Самая работающая ситуация, когда ребенок говорит, что не надо выбрасывать, надо разделять отходы и сдавать на переработку. Взрослым умом понимаешь, что нужно заставить себя стать другим. 

– Четыре года назад, когда «Спецавтохозяйство» стало Регоператором, первая волна неприятия была мощной. Больше ли стало людей, которые осознали суть перемен?  

– В самые первые дни было недоверие, были сомнения, что система заработает, что каждый день будут приезжать мусоровозы в деревни. На сегодняшний день мы обрабатываем всю территорию Удмуртии. Понятно, что есть сложности с тем, что не всегда можем проехать по бездорожью. Но люди понимают, что дождь размыл дорогу или снегопад, кто-то машину поставил в проезде к площадке. Сейчас вот сезонный рост в связи с массовыми субботниками и майскими праздниками на 30 %. Построенных площадок не хватает, они не справляются с объемами отходов. Но это временные трудности, площадки строятся сотнями по всей республике, напряжение по весне и осени со временем сойдет на нет. В основном люди поверили, что система регулярно работает.  

У нас больше 200 единиц техники, которые в онлайн-режиме работают каждый день. Что такое онлайн-режим: мы установили камеры на все мусоровозы, мы видим, куда он едет, что он грузит, где он до нас был, четко по таймингу видим, где он не был. В планах у нас оснастить технику взвешиванием для понимания, где у нас перегрузы или недогрузы, чтобы оптимизировать маршруты. Более 60 единиц техники обновили за эти 4 года, планируем обновить полностью наш парк за ближайшие годы.

Что касается юридических лиц, у нас были вопросы по объемам, но правительство Удмуртии пересчитало нормативы, и они в ближайшее время будут приняты, этот вопрос полностью решим. Региональный оператор – гибкая компания, которая подстраивается под запросы потребителей. И мы хотим, чтобы эта услуга только развивалась. И важно, что у нас этот прогресс происходит комплексно. Мы проводим обширную экопросветительскую деятельность: экскурсии в «Экодоме», экоуроки в школах и детсадах, обучение учителей методикам преподавания таких занятий, в том числе сами снимаем ролики, сюжеты про перерабатывающие предприятия, всегда открыты для любых вопросов в соцсетях. О раздельном сборе отходов и переработке с нашей подачи впервые стали так часто и подробно говорить в СМИ, тема наконец просочилась и в социальную рекламу. 

– Достижением последних четырех лет стало и то, что вы вошли в пятерку лучших регоператоров страны. Что дальше? Какие планы?  

– Давайте говорить не только о региональном операторе как таковом, а в целом об обращении с отходами. Когда мы заключали 28 апреля 2018 года с правительством соглашение, в Удмуртии было семь полигонов, которые принимали отходы. Сейчас их четыре, часть полигонов закрылись: Сарапул, Глазов и в этом году Завьялово. Мы вынуждены были перестроить логистику, но именно на этих четырех полигонах сейчас происходит концентрация отходов со всей республики, которые мы можем обрабатывать, извлекать вторсырье и в дальнейшем отправлять на переработку. Мы решили первую задачу – охватить сбором ТКО всю республику. 

Второй задачей было оснастить по максимуму Удмуртию контейнерами. Острота проблемы снята. Третья задача – наращивание мощностей по сортировке и обработке отходов. На сегодня у нас действует четыре крупных современных сортировочных модуля: Глазов, Якшур-Бодья, Ижевск и Ува. Они позволяют нам большинство массы отсортировывать во вторсырье. Мы создаем уже рынок для переработки. Работы впереди много. Позади только 4 года. 

Будте в курсе свежих новостей, подпишитесь на рассылку